swentari.ru

Фонд Даниила и Аллы Андреевых

§ 9. Итоги

В ходе нашего исследования мы рассмотрели несколько сторон ныне существующей державы. Ее территориально-демографическое состояние, политическая элита, присутствие на политическом поле радикальных движений, несущих в себе державообразующие ядра, эклектическая государственная идеология, включающая мощный пласт советской эпохи свидетельствуют о том, что ныне продолжает свое существование деградирующая Третья держава Российской метакультуры.

В событиях августа 1991 г., февраля 1917 г. и 1612-13 гг. есть ряд общих черт. Но это еще не означает, что последствия этих событий – в плане смены держав – в обоих случаях были идентичными. Развитие исторической ситуации после Смуты, после Гражданской войны и после августа 1991 г. принципиально отличаются друг от друга. Так, после 1991 г. в России демографическое положение продолжает ухудшаться, радикальной смены политических элит не произошло, новая полномасштабная междоусобная война не разразилась, иноземной интервенции не было. Т.е. в РФ не произошло ничего из того, что было характерно для смен держав в XVII и XX вв.

Изменения, произошедшие в 1989-91 гг., были связаны не со сменой держав, а с ее очередным ослаблением и параллельно ей с возникновением новой силы – российского национального государства (РФ). Это государство остается под властью Третьей державы, находящейся на стадии деградации. РФ стала не столько национальным, а тем более демократическим, государством, сколько гигантским обрубком советской империи. Консоциум РФ в настоящее время служит инструментом Третьей державы, подобно тому как ранее ее инструментом выступали Советское государство и ряд восточноевропейских государств, и зависимым партнером – коммунистической партией.

Под влиянием Третьей державы, существующей ныне в Российской метакультуре, находятся другие полуавторитарные квази-национальные государства – признанные и непризнанные (Белоруссия и Приднестровья). Кроме того, это влияние сохраняется и в ряде мусульманских республик – преимущественно в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Ее воздействие распространяется и на часть населения восточной и южной Украины.

В настоящее время Третья держава находится в относительно устойчивом состоянии. Оно не только очень напоминает период брежневского застоя, но и фактически является его повторением в новых исторических и политических условиях. Только в этот раз Третья держава находится в значительно более ущербном виде, чем в предыдущий период.

Но эта ущербность диалектически (или парадоксально) способствует путинской стабилизации. Сокращение подконтрольной Третьей державе политического и географического пространства в сочетании со смягчением режима (отказом от коммунистической доктрины) привело к тому, что на меньшей территории она все же смогла не только приостановить процесс полураспада, но и частично восстановиться. Отказ от непомерных имперских претензий позволил Третьей державе сконцентрировать свои усилия на удержании своего контроля над основным державным очагом метакультуры – Россией. Симбиоз Третьей державы и подконтрольного ей российского национального государства является в настоящее время одним из основных факторов, обеспечивающих ее устойчивость. Кроме того, относительно стабильному положению деградирующей Третьей державы отчасти способствует и благоприятная международная обстановка – в настоящее время в мире не существует ни одной державы, находящейся на стадии эскалации и способной начать полномасштабное наступление на российскую государственность (в отличие, например, от 1914 г.). Но этот новый, путинский застой является всего лишь флуктуацией на стадии деградации. И естественно, что повторение мини-цикла державной истории Третьей державой приведет ее к новой “перестройке”.

У РФ есть множество возможных путей развития. Наиболее явными представляются несколько вариантов развития событий.

Первый – это завершение создания российского демократического национального государства и постепенное развитие интеграции с ЕС. В этом случае Третья держава будет медленно угасать, освобождая место новым общественным отношениям.

Второй (на наш взгляд наиболее вероятный) – это затягивание демократизации, что предопределяет отделение от РФ большинства национальных республик. Их отделение от РФ неизбежно, как неизбежен был распад СССР (это неизбежно и при всех других вариантах развития событий). Вероятен и распад собственно русской этнической территории и возникновение, например, Сибирской и Уральской республик. Это не самое худшее будущее России, так как отдельным регионам будет легче демократизироваться и интегрироваться в ЕС.

В плане державной истории России итогом обоих этих вариантов будет угасание и, в конце концов, гибель не только Третьей державы, но и всей макро-системы российского великодержавия. Иными словами, смены держав и утверждения новой, Четвертой державы, не произойдет. Процесс угасания Третьей державы и всей макро-системы российского великодержавия может занять довольно значительное время, но этот их финал (при обозначенных вариантах развития исторической ситуации) неминуем.

Третий – смена держав. Эта перспектива маловероятна. В государствах, переживших демографический переход, и связанных с державами, смена держав, по всей видимости, уже невозможна. Естественное сокращение естественного прироста населения снижает политическое напряжение в обществе и препятствует росту массовой социальной базы радикальных движений, в том числе и тех, в которых проявляется воля десцендентов. Но возможность смены держав в Российской метакультуре все же не следует полностью исключать. Ее последствия были бы катастрофическими не только для России, но и для всего мира. Даже если новая Четвертая держава оказалась бы консервативной (как, например, франкистская Испания), а не экспансионистской (как СССР или гитлеровская Германия), угроза новой мировой войны резко возрастет.

Четвертый (который прямо связан с предыдущим) – это военно-политическое вмешательство мирового сообщества во внутренние дела РФ в связи с угрозой смены держав для того, чтобы не допустить такого развития событий.

Сегодня многое зависит от того, насколько быстро будет проходить становление российской политической нации. Основная проблема в том, что деградирующая Третья держава является главным препятствием для оформления в России полноценной демократической общности.

Ноябрь 2006 г. – сентябрь 2007г.

Выражаю глубокую признательность Дмитрию Ахтырскому и Карине Котовой за оказанную помощь. Я благодарю Сергея Кладо за творческое участие в работе над текстом.

 
 
© 2006 «Swentari.ru» Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При цитировании материалов в Интернете гиперссылка (hyperlink) обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения составителей. Связь с редакцией по электронной почте: info@swentari.ru Редакция рассматривает все предложения о публикации статей, но оставляет за собой право не вступать в переписку с авторами.